MSK-IX помогла сформировать программу «ТТС PROкачки»
Конференция «ТТС`23 RPOкачка» проходила с 11 по 13 августа. Ее организатор, компания «Эффорт Телеком», традиционно собрала вместе участников российского телеком-рынка – операторов связи, провайдеров облачных сервисов и услуг дата-центров, контент-провайдеров и представителей регулирующих органов.
В первый день мероприятия директор проекта «Медиалогистика» компании MSK-IX Григорий Кузин представил доклад «Проблемы и риски операторов при приеме телеканалов через Интернет». Он рассказал о том, почему при переходе со спутниковой доставки телевизионных сигналов на наземную лучше использовать закрытые оптические сети передачи данных, а не публичный интернет.
Доставка через интернет по определению таит в себе высокий риск взлома в связи с общей доступностью публичной сети. Также интернет является негарантированной средой доставки с точки зрения качества сигнала и поэтому не подразумевает SLA со стороны поставщика услуг. При том, что интернет-доставка кажется самым финансово доступным способом доставки телеканалов, тем не менее он все равно потребует как капитальных затрат на оборудование и ПО для приема и преобразования потоков, так и операционных –на подключение интернета от одного или нескольких провайдеров и оплату трафика. Кроме того, существует и фактическое ограничение по количеству каналов, передаваемых через интернет. Если с пятью телеканалами проблем не возникает, то организовать доставку сотни мало кому удавалось.
«Использование защищенных оптических сетей позволяет не только избежать всех этих проблем, но и наилучшим образом решить главную задачу, которая сейчас стоит перед вещателями и операторами – обеспечение безопасной, надежной и качественной доставки телевизионных сигналов», – пояснил Григорий Кузин.
Директор по продуктам и маркетингу компании MSK-IX Алексей Костин организовал и провел сразу две панельные дискуссии в рамках деловой программы.
Панель «ЦОД, связность, сервисы» вызвала большой интерес аудитории во второй день конференции. В ней приняли участие: директор Центра мониторинга и управления сетью связи общего пользования ФГУП «ГРЧЦ» Сергей Хуторцев, генеральный директор «Эффорт Телеком» Алексей Тарасов, технический директор Selectel Кирилл Малеванов, основатель NETRACK Алексей Рубаков, коммерческий директор «ТелеТауэр» Алексей Полозов.
Сергей Хуторцев поделился статистикой DDoS-атак за последние полтора года. По данным ГРЧЦ их количество выросло в 8-10 раз. Он отдельно отметил использование уязвимости информационных систем, число которых также заметно увеличилось.
Для борьбы с DDoS ведомство создает национальную систему противодействия атакам. Основной принцип ее работы заключается в том, что любой владелец информационного ресурса и хостинга сможет напрямую взаимодействовать с ГРЧЦ, направляя информацию о необходимости фильтрации трафика, которая будет происходить в автоматическом режиме. Также у ГРЧЦ в планах создание системы, которая будет обеспечивать бесплатный тест всех IP-адресов в России с предоставлением рекомендаций по устранению уязвимостей. Тех же, кто не будет следовать рекомендациям, ждут штрафы и даже физическое отключение уязвимых систем.
Сергей Хуторцев обратил внимание аудитории на то, что согласно принятому недавно федеральному закону 406-ФЗ, с декабря 2023 года все хостинг-провайдеры обязаны будут регистрироваться в специальном реестре, а юрлица, которые обращаются к хостинг провайдеру, должны будут проходить идентификацию.
Участники дискуссии также всесторонне обсудили настоящее и будущее развития рынка дата-центров. Они отметили, что отрасль в целом демонстрирует положительную динамику, а некоторые компании даже показывают рост до 40% за год.
При этом рынок неоднороден – большие ЦОДы сосредоточены в крупных городах, а в регионах развитие практически отсутствует. Эксперты связали это с двумя основными факторами: регионы не хотят вкладывать средства в услугу, в то же время в регионах просто нет на нее спроса.
Основная тенденция развития отрасли дата-центров, которую мы будем наблюдать и в будущем – движение от предоставления места в стойках и серверного оборудования в сторону сервис-моделей и облаков. Переход к облачному сервису дает ЦОДу EBITDA около 50%, поэтому готовые сервисы в облаке – самое перспективное направление развития услуг.
В заключительный день «ТТС PROкачки» Алексей Костин провел панельную дискуссию, посвященную доставке медиаконтента и точкам обмена трафиком. В ней приняли участие: генеральный директор CDNvideo Ярослав Городецкий, руководитель отдела продаж MSK-IX Оксана Антипенко, генеральный директор «24часаТВ» Владислав Дубров, коммерческий директор «ТоталВидео» Даниил Саверский и менеджер проектов услуги «Медиалогистика» компании MSK-IX Юлия Гончарова.
Ярослав Городецкий рассказал, что с начала пандемии коронавируса наблюдается существенный рост трафика. Особенно заметное увеличение демонстрируют онлайн-кинотеатры. Оксана Антипенко отметила, что за прошедшие полтора года на рынке произошло практически полное замещение контента, ушедших с российского рынка зарубежных каналов, на контент отечественного производства. Он востребован потребителями. Поэтому рынок продолжает расти прежними темпами. При этом примерно 80% медиатрафика приходится на сегмент B2C, а 20% – на B2B.
По словам Владислава Дуброва, основным фактором роста трафика в наземных сетях стали последние события с проблемами на спутниках. Он отметил, что теперь, даже если ситуация нормализуется, игроки рынка уже поняли, что доставка по наземным сетям намного более надежна. Это можно сравнить с пандемией, когда люди распробовали удаленную работу и удобство пользования онлайн-кинотеатрами. Теперь операторы и вещатели так же распробовали наземную доставку телевизионных сигналов.
Это подтвердила и Юлия Гончарова, которая отметила, что, начиная с 12 июня, когда на спутниках начались первые проблемы, «Медиалогистика» получает огромное количество запросов о наземной доставке. При этом обращаются даже те, кто ранее скептически относился к использованию наземных сетей для доставки телеканалов.
В целом участники дискуссии сошлись в том, что рынок доставки контента будет развиваться вместе с дальнейшим ростом потребления медиаконтента. При этом, чем больше вариантов будет предоставлено на рынке, тем лучше для операторов и вещателей, которые всегда смогут подобрать для себя оптимальную модель – будь то IX, CDN или какие-то гибридные варианты. Основным вызовом для отрасли эксперты назвали особенности ее регулирования.
Директор по продуктам и маркетингу компании MSK-IX Алексей Костин: «Темы, заявленные для обсуждения в панельных дискуссиях, позволили не только собрать представительный состав статусных экспертов, но и привлечь внимание участников конференции. На обеих сессиях в зале был аншлаг, а аудитория очень живо реагировала на слова спикеров и включалась в диалог с ними. Это показывает, насколько выбранные темы волнуют телеком-сообщество, а их экспертное обсуждение полезно для участников рынка».