Введение в ЦОДологистику: как выбрать правильный дата-центр
В этом году на мероприятии #НЕФОРМАТ портала «Кабельщик», я поучаствовал в непривычной для себя сессии, посвященной развитию российского рынка центров обработки данных. Но, принимая это приглашение от организаторов, я понял, что наконец-то могу поделиться секретом успеха платформы доставки телеканалов «Медиалогистика», созданной уже семь лет назад, а в прошлом году эволюционировавшей в совместный проект компаний MSK-IX и «Синтерра Медиа» – «Медиалогистика 2.0». Все дело в ЦОДологистике! Но, не буду забегать вперед и расскажу обо всем по порядку.
Начну со статистики. На днях АНО «Цифровая экономика» представило «Белую книгу цифровой экономики», согласно которой важнейшим элементом современной ИТ-инфраструктуры являются дата-центры. По данным авторов документа, в 2023 году мощность российских ЦОДов составила 70,3 тыс. стойко-мест, что на 12 тыс. стоек превышает показатель 2022 года. 76% из них расположено в Москве, 11% – в Санкт-Петербурге, а остальные в других регионах страны. При этом аналитики iKS-Consulting прогнозируют дальнейший рост этого рынка и отмечают, что количество стойко-мест в российских дата-центрах по итогам 2024 года составит 83,8 тыс.
Так что же такое ЦОДологистика
Это умение правильно выбирать дата-центр. Многие операторы при выборе дата-центра ориентируются на такие факторы, как электропитание, цены и другие стандартные параметры. Но не стоит забывать и о связности, ведь именно она напрямую влияет на эффективность работы ваших сервисов.
Почему так важна связность ЦОДа? Представьте, что вы хотите запустить проект, который будет доступен не только в вашем регионе, а в нескольких или даже по всей России. В этом случае вам нужен дата-центр, который связан с другими ЦОДами в разных регионах. В противном случае ваши пользователи будут испытывать задержки сигнала и сбои. Таким образом, первый вид конективности, коих, по моей классификации, существует три – это связность между дата-центрами, необходимая для территориально-распределенных проектов.
Второй вид – Cloud Connect или связность с облачными сервисами. Он актуален для компаний, которые в своих бизнес-процессах активно используют облака – будь то сервисы видеоконференций, системы документооборота или какие-то специализированные облачные платформы. Cloud Connect позволит работать с ними быстро и безопасно за счет прямого выделенного соединения, обеспечивающего максимальную надежность.
Третий вид коннективности – возможность подключения в дата-центре к широкому спектру дополнительных услуг. Это может быть доступ к точке обмена трафиком (IX), защите от DDoS-атак, платформе доставки медиаконтента и так далее.
Как выбрать дата-центр с хорошей связностью
Как правило, чем крупнее ЦОД, тем лучше у него развита связность. Это объясняется тем, что услугу коннективности чаще всего предоставляют не сами ЦОДы, а специализированные компании, такие как точки обмена трафиком. Эти компании выбирают наиболее крупные столичные и региональные дата-центры, где уже имеется развитая инфраструктура, которой мини-, микро- и нано-ЦОДы похвастаться не могут.
При выборе центра обработки данных для размещения своего оборудования изучите карту его связей. Узнайте, с какими другими ЦОДами, облачными сервисами и дополнительными службами он имеет соединение. Сравните цены на подключение. Прочитайте отзывы других клиентов и узнайте, насколько они довольны связностью ЦОДа.
Секрет «Медиалогистики»
И вот я подобрался к тому, что анонсировал в самом начале, а именно – секрету успеха платформы «Медиалогистика». При ее создании семь лет назад я проанализировал потребности клиентов – региональных кабельных операторов. Получилось, что за размещением оборудования им всем нужно идти в дата-центы, а за телеканалами в другом направлении – в РТРС или еще дальше – на спутник. И я понял, что, если оператор все равно приходит в ЦОД, почему бы ему там же не получать и телеканалы в режиме «одного окна». И мы организовали первые точки подключения к «Медиалогистике» в крупнейших ЦОДах страны.
Результат реализации этой идеи лучше всего продемонстрирует статистика проекта. На сегодня 73% подключений к платформе «Медиалогистика 2.0» производится в московских дата-центрах, 20% – в региональных, 4% – через публичный интернет, а еще 3% – через РТРС.
Как видите, эти цифры очень хорошо коррелируют с данными «Белой книги цифровой экономики». Стоит оговориться, что значение в 3% подключений в РТРС не должна вводить в заблуждение. Поскольку данная опция появилась позже других, лишь в этом году, и она имеет огромный потенциал для роста.
Выводы
ЦОДологистика – это важный инструмент для оптимизации вашего бизнеса. Грамотно подходя к выбору дата-центра, и обращая внимание на все три аспекта его связности, вы можете повысить скорость, надежность и безопасность своих данных, а также существенно упростить задачу по расширению набора дополнительных сервисов. Все это скажется на успешности вашего проекта, его привлекательности в глазах клиентов, а в конечном итоге, на их лояльности и ваших доходах.